Один из шагов развития бизнеса — регистрация обозначения в качестве товарного знаки для продвижения товаров и услуг. Так что такое «товарный знак»?

Основная цель товарного знака – индивидуализация товаров и услуг производителя под определенным обозначением. Именно это является назначением и применением, товарного знака. Обозначение регистрируется в качестве товарного знака под определенные группы однородных товаров и услуг и таким образом индивидуализация обозначения ограничивается именно этими группами товаров и услуг.

История появления товарных знаков или торговых марок (Trade Mark, TM), берет свое начало в развитии маркетинга. Изначально, под торговой маркой, понималось наделение группы товаров или услуг определенными качествами и свойствами, и распространение этой линейки товаров или услуг под определенным обозначением. Тем самым происходило выделение (или индивидуализация) продукции одной торговой марки от другой. Что вызывало появление у потребителя устойчивой ассоциации, связывающих торговую марку с определенной группой товаров или услуг и их индивидуализации относительно других товаров и услуг.

Но в ходе развития этого направления в маркетинге стало очевидно, что без юридической защиты товарных знаков и торговых марок не обойтись. Поскольку, если одни производители, добросовестно развивали свои торговые марки, то находились и недобросовестные, которые пытались использовать чужой труд для продажи своих товаров или услуг. Причём часто потребителю навязывались товары или услуги ненадлежащего качества, что негативно сказывалось на репутации добросовестных производителей и их торговых марок.

Поэтому сегодня под понятием регистрации товарного знака (торговой марки) понимается правовая защита обозначения, зарегистрированного в качестве средства индивидуализации для продвижения на рынке товаров или услуг. Товарные знаки прописаны в четвертой части Гражданского кодекса РФ. Кроме того, нарушение прав правообладателей ТЗ находят свое отражение и в Административном, и Уголовном кодексах РФ.

В России товарные знаки регистрируются и контролируются организацией под названием Роспатент. При регистрации обозначение проходит несколько этапов проверки – от формальной экспертизы до экспертизы на сходство смешения с другими товарными знаками. Товарный знак регистрируется на 10-ть лет и имеет две даты – дату приоритета (дату подачи документов в Роспатент) и дату регистрации. Правовая защита товарного знака начинается с его даты приоритета.

Часто многие отожествляют понятие бренда и товарного знака, хотя это заблуждение. Да, эти два понятия имеют много общего. Но бренд — это целый комплекс мероприятий и действий, направленных на представление товаров и услуг на рынке, на их индивидуализацию. Товарные знаки можно рассматривать только часть бренда, направленную на правовую защиту обозначений в качестве средства индивидуализации. Таким образом, понятие «бренд» шире и объемнее, чем «товарный знак». Разумеется, если бизнес серьезно занимается развитием своего бренда, то важна и необходима его регистрация в качестве товарного знака. Это позволит пресекать нарушение прав правообладателя третьими лицами и даже взыскивать компенсацию за незаконное использование товарного знака.

Надо отметить ещё одно устойчивое заблуждение – настойчивые попытки регистрации словарных слов и фраз в качестве товарных знаков. Реально такие обозначения не пригодны, как средство индивидуализации, поскольку ассоциируются с чем-то из нашей жизни и не обладают различительной способностью. У потребителя такое обозначение либо будет ассоциироваться с общеизвестным событием, предметом и пр., либо потребует дальнейшего уточнения. Надо отметить, что прямого запрета на регистрацию словарных слов в правилах регистрации товарных знаком и в ГК РФ нет. Есть ограничение на регистрации таких обозначений в классах товаров и услуг, в которых это слово является термином или общеизвестным обозначением. Но это, к сожалению, не ограничивает регистрацию такого словарного слова в других классах товаров и услуг. Все это приводит к настойчивому желанию некоторых зарегистрировать словарных слов в качестве товарного знака. В действительности, смысл регистраций таких обозначений только в попытке использовать уже существующее устойчивые ассоциации для запрета или ограничения использования его другими. Что является злоупотреблением и противоречит основному назначению товарного знака — использованию его, как средства индивидуализации.

Так же стоит обратить внимание на доменное имя. Оно так же является средством индивидуализации, поскольку обладает многими качествами, им присущим. И одно время понятие доменное имя, наравне с товарным знаком, присутствовало в Гражданском Кодексе РФ. Но под давлением бизнеса и в связи с непониманием государственных структур на сегодняшний день понятие доменное имя исключено из ГК РФ. Однако это не умоляет качеств доменного имени, как средства индивидуализации. Мало того, доменное имя, рассматриваемое в качестве средства индивидуализации, имеет очевидное преимущество перед товарным знаком — оно имеет адресную составляющую, которой нет в товарном знаке.

Нет комментариев

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *