Для классификации групп товаров и услуг при регистрации товарных знаков и знаков обслуживания используется классификация МКТУ. Правовая охрана товарного знаки или знака обслуживания предоставляется на основании его государственной регистрации для товаров и услуг, в отношении которых этот знак зарегистрирован. Международный классификатор МКТУ как раз и позволяет систематизировать товары и услуги по классам и группам.

Международная классификация товаров и услуг (МКТУ) предназначена для определения групп товаров и услуг при регистрации и правовой защиты товарных знаков и занков обслуживания. Эта классификация была официально признана странами-участницами Ниццкой дипломатической конференции в 1957 году, после этого была пересмотрена и изменена. С 1 января 2012 года вступила в силу новая десятая редакция этой международной классификации (МКТУ 10).

Каждая из стран-участниц Ниццкого соглашения обязана при регистрации товарных знаков и знаков обслуживания следовать МКТУ либо в качестве основной (единственной), либо вспомогательной классификации и в официальных документах и публикациях о регистрации знаков указывать номера классов МКТУ в перечне товаров/услуг, в отношении которых зарегистрированы знаки.

Всего классификация МКТУ состоит из 45 классов: по товарам — с 1 по 34 классы МКТУ, по услугам — с 35 по 45 классы. Общий объем полного официального печатного издания МКТУ 10 составляет 5 томов (около 1200 страниц формата А4).

Основная цель регистрации товарного знака — правовая защита средства индивидуализации конкретных товаров и услуг. Охраняется не просто обозначение, как таковое, а только в отношении групп товаром и услуг, для индивидуализации которых товарный знак зарегистрирован. Об этом говорится во второй части статьи 1484 ГК РФ.

Вторая часть статьи 1484 Гражданского Кодекса РФ. Исключительное право на товарный знак

Исключительное право на товарный знак может быть осуществлено для индивидуализации товаров, работ или услуг, в отношении которых товарный знак зарегистрирован, в частности путем размещения товарного знака:

  1. на товарах, в том числе на этикетках, упаковках товаров, которые производятся, предлагаются к продаже, продаются, демонстрируются на выставках и ярмарках или иным образом вводятся в гражданский оборот на территории Российской Федерации, либо хранятся или перевозятся с этой целью, либо ввозятся на территорию Российской Федерации;
  2. при выполнении работ, оказании услуг;
  3. на документации, связанной с введением товаров в гражданский оборот;
  4. в предложениях о продаже товаров, о выполнении работ, об оказании услуг, а также в объявлениях, на вывесках и в рекламе;
  5. в сети «Интернет», в том числе в доменном имени и при других способах адресации.

Мало того, правообладатель обязан не просто зарегистрировать товарный знак, но должен использовать его для индивидуализации, заявленных товаров и услуг. В противном случае, правовая охрана товарного знака в отношении товаров и услуг может быть прекращена (частично или полностью).

При подаче заявки на регистрацию товарного знака (знака обслуживания) необходимо указать классы МКТУ и конкретный перечень товаров, по которым в дальнейшем будет использоваться товарный знак. Практическая ценность МКТУ в том, что она позволяет идентифицировать (классифицировать) товар или услугу для одинакового восприятия всеми лицами. Преимуществом МКТУ является упрощенный порядок подготовки и составления заявок на регистрацию товарного знака (знака обслуживания). В случаях выявления сходных до степени смешения товарных знаков, классификация способствует более совершенному процессу проведения экспертизы данных знаков.

Очень важно при регистрации товарного знака, а так для оценки правовой охраны товарного знака, правильно определить перечень, охраняемых товаров и услуг, и соотнести их с классификацией по МКТУ. К сожалению, это далеко не тривиальная задача.

При составлении перечня товаров и услуг необходимо обратить внимание на то, что знак обслуживания предназначен для индивидуализации услуг, оказываемых возмездно другим лицам. Поэтому в перечень товаров и услуг не следует включать товары и услуги, которые направлены на удовлетворение потребностей самого заявителя (например, реклама собственных товаров, их упаковка, перевозка, хранение и т.п.).

Составление перечня товаров и услуг следует начинать с определения товаров и услуг, для которых предполагается зарегистрировать товарный знак или знак обслуживания. Это могут быть не только те товары и услуги, которые производятся и оказываются заявителем на момент оформления заявки, но также товары и услуги, которые предполагается производить и оказывать в будущем (далее по тексту — производит, оказывает).

В перечне товары и услуги должны быть сгруппированы по классам и указаны, если возможно, соответствующие классы согласно действующему МКТУ. Наименования товаров и услуг, приводимые в перечне, должны, по возможности, совпадать с наименованиями, содержащимися в МКТУ. Так, нежелательно приводить в перечне такие наименования, как «сувениры», «лизинг», «консалтинг». Целесообразно приводить конкретные наименования товаров и услуг согласно МКТУ.

Например, наименование «сувениры» может быть заменено на наименование «художественные изделия» с указанием материала, из которого они изготовлены (например, «художественные изделия из дерева, воска, гипса или пластмасс»).

Вместо наименования «лизинг» следует указывать следующие услуги: «сдача недвижимого имущества в аренду», «аренда гаражей», «аренда складов», «аренда машинного времени для доступа к базе данных» и т.п.

Наименование «консалтинг» может быть заменено на наименования «профессиональные консультации», «консультативные службы» с указанием области, к которой они относятся (например, «профессиональные консультации в области бизнеса», «консультативные службы по организации и управлению делами», «консультации по вопросам штата сотрудников»).

Если подобрать нужное наименование товара согласно МКТУ не представляется возможным, то при указании в перечне редкоупотребляемых специальных терминов следует давать их разъяснения.

Перечень товаров и услуг не должен быть ни излишне обобщенным, ни излишне подробным. Наименования, приводимые в перечне, не должны иметь слишком общий характер, который оставлял бы сомнения по поводу их отнесения к тому или иному классу МКТУ. Недопустимы в перечне такие наименования, как «товары широкого потребления», «швейные изделия», «прокат», «посредничество», «спортивные товары», т.к. охватываемые этими понятиями товары и услуги могут относиться к разным классам МКТУ.

Например, в понятие «спортивные товары» могут входить: «спортивная обувь», «спортивные трикотажные изделия» — 25 кл., «гимнастические снаряды», «боксерские перчатки» — 28 кл. К «швейным изделиям» могут относиться «белье нижнее» и «одежда» — 25 кл., «белье постельное» — 24 кл. В понятие «прокат» входят, например, «прокат одежды» — 42 кл., «прокат лошадей» — 39 кл., «прокат звукозаписей» — 41 кл., «прокат строительной техники» — 37 кл., «прокат рекламных материалов» — 35 кл. К понятию «посредничество» могут относиться такие услуги, как «посредничество (предоставление агентов — посредников)» — 36 кл., «посредничество в морских перевозках» — 39 кл.

Когда оказываются разнообразные услуги или производится большой ассортимент товаров, имеющих общую область применения, то в перечне товаров и услуг следует указывать обобщенные наименования товаров и услуг из перечня классов МКТУ, например, «одежда», «реклама», «воспитание», «образование», «строительство», «ремонт», «транспорт». Однако при этом необходимо помнить, что нельзя объединять под общим наименованием, например «одежда», такие разноплановые (по назначению) товары, как «костюмы», относящиеся к 25 классу, и «костюмы специальные защитные для летчиков», относящиеся к 9 классу.

Если регистрируется товарный знак для всех товаров, содержащихся в каком-либо классе МКТУ, то в перечне товаров необходимо подобрать из перечня наименований товаров данного класса наиболее обобщенные наименования, охватывающие максимальный круг видов товаров, интересующих заявителя. Если ряд товаров не войдет в отобранные наименования, то они приводятся дополнительно, наряду с обобщенными наименованиями.

Если на регистрацию заявляется обозначение, содержащее в своем составе словесное указание на вид (род) товара или услуги (т.е. наименование этого товара или услуги), то в перечне товаров и услуг следует указывать только именно это наименование товара или услуги, и не указывать наименований других видов товаров и услуг или более общих наименований. Например, если обозначение содержит наименование «минеральная вода», то в перечне товаров не следует указывать такие наименования, как «безалкогольные напитки», «газированные воды», «пиво», «лимонады» и т.п.

Первоначально наименование товара проверяется по Алфавитному перечню товаров и услуг МКТУ. При классификации товаров с помощью Алфавитного перечня необходимо обращать внимание на все пояснения и дополнения, сопутствующие искомому наименованию товара или услуги. При этом надо внимательно изучить перечень на наличие более точных и конкретных определений товаров и услуг.

Если нужное наименование товара или услуги не обнаружено в Алфавитном перечне, то следует изучить Перечень классов товаров и услуг МКТУ и пояснения к классам. Например, для классификации товаров «слабоалкогольные напитки» необходимо ознакомиться с разделом МКТУ «Перечень товаров и услуг с пояснениями». Откуда следует, что напитки с незначительным содержанием алкоголя относятся к 32 классу. Таким образом, «слабоалкогольные напитки» должны быть проклассифицированы по 32 классу.

Если классификацию товара не удается произвести с помощью Алфавитного перечня или Перечня классов с пояснениями, то следует применить следующие критерии, лежащие в основе МКТУ
  1. Товары (готовые изделия или полуфабрикаты) классифицируются, в основном, в соответствии с их функцией или назначением.

    Например, «защитные коврики» должны быть проклассифицированы по 9 классу, а не по 27 классу, к которому отнесены «ковры».

    Вспомогательными критериями для классификации готовых изделий являются материал, из которого они изготовлены, и/или их принцип действия.

    Например, «салфетки из пластмассы» классифицируются по 20 классу, т.к. классификация основывается в данном случае на виде материала, из которого изготовлены изделия. «Салфетки бумажные» и «салфетки косметические бумажные» — по 16 классу, «салфетки столовые текстильные» и «салфетки косметические текстильные» — по 24 классу. В зависимости от принципа действия бытовые «устройства для очистки картофеля ручные» должны быть проклассифицированы по 21 классу как предмет домашней утвари, приводимой в действие вручную, а электрические — по 7 классу.

  2. Готовые изделия многоцелевого назначения, имеющие составные элементы, могут быть проклассифицированы по всем классам МКТУ, соответствующим выполняемым ими функциям или целям, для которых они предназначены.

    Например, часы, содержащие калькулятор, могут быть проклассифицированы одновременно по 9 и 14 классам

  3. Сырье, необработанное или частично обработанное, классифицируется по материалу.

    Например, «алкидные смолы», являющиеся синтетическими смолами, следует проклассифицировать по 1 классу.

  4. Изделие, являющееся составной частью другого изделия, классифицируется по тому же классу, что и основное изделие, но при условии, что это изделие не используется самостоятельно.
  5. Если изделия (готовые или полуфабрикаты) классифицируются в МКТУ в зависимости от вида материала, из которого они изготовлены, и если они изготовлены из разных видов материалов, то такие изделия следует классифицировать по преобладающему в их составе материалу.

    Например, рули для транспортных средств классифицируются как и сами транспортные средства по 12 классу, поскольку вне транспортного средства рули не имеют применения. Однако «устройства для кондиционирования воздуха для транспортных средств» классифицируются по 11 классу, т.к. их можно также использовать, например, в помещении.

  6. Емкости, предназначенные для упаковки и хранения товаров, классифицируются по тому же классу, что и сами товары.

    Например, «футляры для контактных линз» классифицируются как и сами «контактные линзы» по 9 классу.

    Если емкости не имеют конкретного назначения, то при классификации следует учитывать вид материала, из которого эти емкости изготовлены.

    Например, «бочонки металлические» классифицируются по 6 классу, а «бочонки неметаллические» — по 20 классу.

Если классификацию услуги не удается произвести с помощью Алфавитного перечня или Перечня классов с пояснениями, то следует применить следующие критерии, лежащие в основе МКТУ
  1. Услуги классифицируются в основном в соответствии с направлениями деятельности, перечисленными в названиях классов, и пояснениями к классам, а также в дополнение к этому, по аналогии со сходными услугами из Алфавитного перечня.

    Например,»аудиторские услуги» следует проклассифицировать по 35 классу, «повышение квалификации (обучение)» — по 41 классу.

  2. Услуги по аренде (прокату) классифицируются по тем классам, которые содержат услуги, осуществляемые при помощи арендуемых предметов.

    Например, «аренда телефонных станций» должна быть отнесена к 38 классу, а «прокат стоматологического оборудования» — к 42 классу.

  3. Услуги, которые не могут классифицироваться в соответствии с перечисленными выше критериями, классифицируются, в основном, по 42 классу (например, все виды реализации товаров, осуществляемые напрямую, без посредников).