Многие судебные тяжбы по доменным делам связаны с тем, что правообладатели товарного знака не продлевают свои домены. Затем всё происходит, как обычно в таких случаях — домену удаляется и его регистрирует любой желающий. Позже правообладатель товарного знака вдруг понимает, что ему, во что бы то ни стало, нужно вернуть домен и всё закручивается. Обычно, в начале в ход идут угрозы, затем или договариваются с новым администратором домена, или пытаются решить вопрос в суде. Но в любом случае — это и деньги, и силы, и потерянное время. Возникает вопрос, а действительно ли таким правообладателям товарных знаков нужны домены?

По Правилам регистрации доменов RU/SU/РФ (далее Правила) администратор домена обязан вовремя продлять срок регистрации доменного имени. Согласно Правил, для продления срока регистрации доменного имени администратор, независимо от получения уведомления регистратора, обязан направить последнему соответствующую заявку. Администратор обязан направить заявку не ранее чем за 60 календарных дней до окончания срока регистрации доменного имени и не позднее окончания периода блокировки (ещё 30 календарных дней). В случае непредоставления администратором заявки на продление срока регистрации доменного имени в срок, предусмотренный Правилами, регистрация доменного имени аннулируется. После этого доменное имя может быть зарегистрировано по заявке любого пользователя, при условии выполнения им Правил и условий договора об оказании услуг регистрации доменных имен, заключенного с регистратором или уполномоченным им лицом.

Администратору доменного имени предоставляется возможность выбора — продлять доменное имя или нет. Домен можно продлить ещё за 60 дней до окончания срока регистрации. После окончания срока регистрации администратору домена отводится ещё 30 дней для возможности продления доменного имени. Регистраторы доменных имён имеют разнообразные способы оплаты продления регистрации доменного имени — от приёма наличных денег в офисе до различных безналичных форм оплаты (банковский перевод, платежные системы, терминалы QIWI и т.п.). При желании доменное имя всегда можно оперативно продлить. Фактически администратору на продление доменного имени отводится 90 дней, что вполне достаточный срок для решения вопроса продления и оплаты продления регистрации доменного имени.

Но в силу какого то заблуждения, или незнания, некоторые владельцы товарных знаков, считают, что имеют законное право не продлять регистрацию доменного имени. Они видят, некое преимущественное право на домен перед другими пользователями. Но по Закону, сама регистрация доменного имени не нарушает права правообладателя товарного знака. Нарушить права может только недобросовестное использование доменного имени в отношении товарного знака. А ведь можно просто продлить домен и не заниматься выискиванием способов отбора домена.

Есть мнение некоторых юристов, в котором они отожествляют непродленный домен с потерянной вещью. Но такое сравнение в корне ошибочно.

Во-первых, домен не собственность в принципе (не важно, является администратор домена правообладателем товарного знака или нет). Это услуга — администратор домена получает право администрирования доменом на 1 год с возможностью последующего продления. И как любая другая услуга, оказывается, пока оплачивается пользователем. Кстати, сам товарный знак тоже не регистрируется пожизненно и требует продления. Правообладатель обязан его продлять каждые 10 лет. Так что, администратор домена в определенных момент (в случае непродления ТЗ или его аннулирования), может перестать быть правообладателем товарного знака.

Во-вторых, любой администратор домена обязан продлять регистрации домена вне зависимости наличия у него товарного знака. Если правообладатель не продлит домен, то это будет не потеря, а его выбор. 90 дней для продления вполне достаточный период для выбора.

Поэтому упрощение ситуации до: «правообладатель товарного знака потерял домен — обязаны вернуть», неправильно. Не оплатили услугу — услуга может быть оказана любому другому пользователю. И не важно кому оказывалась эта услуга ранее. Разумеется, при этом надо понимать, что товарный знака охраняется Законом. Но «обязаны вернуть» возможно, только при недобросовестном использовании доменного имени новым администратором доменного имени. И не возможно только от одного желания правообладателя товарного знака.

Так отчего же правообладатели товарных знаком не продляют свои доменные имена? При этом домен не стоит баснословных денег, а у регистраторов есть много вариантов оплаты продления домена.

Иногда «потерявшие» домены сетуют на то, что кто-то из компании забыл, не заметил, что не успели и т.п., и конечно обвиняют регистраторов — не предупредили, не уведомили; Но всё это неуважительные причины. Фактически это попытки переложить свою ответственность за несовершённое действие на других Если компания не способна организовать нормальную работу внутри компании ей можно только посочувствовать.

Отдельная тема обвинения регистраторов. Но уведомление клиентов о необходимости продления регистрации не является обязанностью регистраторов. Напротив, в Правилах и договорах между клиентом и регистратором четко указаны все требования и обязанности клиента. И уведомления всегда носят чисто информативный характер, а бремя продления лежит на клиенте. При этом, надо отметить, регистраторы исправно рассылают уведомления. Причём иногда делают это слишком надоедливо. Так же многие регистраторы имеют функцию автопродления. С включением этой опции у домена деньги автоматически снимаются с баланса договора клиента и домен автоматически продляется. Так что, для «пожизненного» продления домена от клиента потребуется единожды включить опцию автопродления у домена и вовремя пополнять баланс договора (или, как вариант, сразу закинуть на баланс большую сумму на продление).

Но, в любом случае, надо разобрать — поможет ли уведомление клиента продлить домен. Для этого было решено уведомить администраторов нескольких просроченных доменов и предупредить о возможных последствиях в случае непродления. Стайлер.РФ, совместно с проектом ФриЛоджик, обзвонили администраторов нескольких освобождающихся РФ-доменов и получился достаточно показательный результат. Практически все администраторы не проявили интереса к подобной информации. Многие, вместо того, чтобы воспользоваться полученной информацией и продлить домены, пытались перевести стрелки на других работников компании, предлагая позвонить их «технарям», администраторам и т.п. И это предлагали не секретари, а топ менеджеры компаний! Общение же с техническими работниками иногда сводилось, что они не знают как это делается, какие такие договора с регистраторами, где их взять и пр. И самое главное, что ни один их уведомленных администраторов доменов не продлил свой просроченный домен. Хотя при общении руководство в целом было не против продлить домен, но не хотело этим вопросом заниматься.

Конкретным последним примером может послужить компания ООО «Морион» — уже бывший администратор доменов «точноевремя.рф» и «точное-время.рф». По звонку на контактный телефон по whois-данным был получен другой номер — телефон руководства. По новому контактному номеру сначала ответил главный бухгалтер, которая очевидно не хотела заниматься этим вопросом. После 15 минутных объяснений о возможных последствиях непродления, звонок был переадресован к руководителю компании. Которая, очевидно, тоже не хотела заниматься этим вопросом: «А что вы от нас хотите? Я этим вопросом не занимаюсь. У нас есть технический отдел они и занимаются». После объяснения в течение ещё 15 минут о возможных последствиях — что после удаления домен (скорее всего) зарегистрирует кто-то другой и вернуть его обратно не получится, что товарный знак не позволит просто вернуть домен, что ещё не поздно и можно продлить домены по обычной цене продления, что руководитель может (и в принципе должен) напрячь в компании кого следует и т.п. — стало очевидно, что у руководителя есть более важные дела, чем заниматься вопросом продления каких-то доменов. Итог — домены зарегистрированы новым администратором.

Надо заметить, что похожий сценарий звонков наблюдается практически при всех попытках уведомить администраторов о необходимости продления доменов. Так что доводы о том, что администратор домена (он же и правообладатель товарного знака) не знал о необходимости продлений, не мог, не спел и пр. — неуместны. Знают, могут и время есть, но не хотят. Возможно, сказывается заблуждение, что товарный знак даёт им право не продлять домен, возможно халатность и безответственность. Но в любом случае, очевидно, что домены для этих компаний не имеют большого значения. И все доводы, что хотели, но не смогли, являются лишь попытками найти оправдание своему бездействию, если вдруг позже компания захочет вернуть себе домен обратно.

С другой стороны, руководство компании не может удосужиться потратить немного времени, чтобы разобраться в вопросе и озадачить в компании кого следует. И это понятно, куда интереснее потом слать письма с угрозами новому администратору домена, тратить деньги на юристов и адвокатов, и судиться, судиться. Вероятно, это больше вопрос психологии.